Ковчег [еврейское тева], слово, употребляемое для обозначения Ноева ковчега (Быт 6:14–16), а также корзины из прутьев, в какой, напр., был пущен в воду младенец Моисей (Исх 2:3,5). К., построенный Ноем по повелению Господа, был изготовлен из дерева гофер. Он должен был иметь отделения (Быт 6:14). Евр слово, которое передает здесь понятие «отделение», обозначает в евр. также «гнездо». По-видимому, здесь имеются в виду отдельные помещения внутри трех этажей, на которые был разделен К. Готовое сооружение было пропитано смолой изнутри и снаружи для придания ему водонепроницаемости. Это плавучее сооружение имело 300 локтей (135 м) в длину, пятьдесят локтей (22,5 м) в ширину и 30 локтей (13,5 м) в высоту (локоть — 0,45 м). Перевод «окно» или «проём» не совсем надежен: существует мнение, что соотв. слово означает «крыша». Поэтому и значение размера в один локоть в этом месте не вполне ясно.
ковчег
В Библии слово "ковчег" упоминается
в 149 стихах.
Другие формы слова :
ковчег,
ковчеге,
ковчега,
судами,
ковчегом,
суда,
судном,
корабли,
сокровищницу,
кораблях,
кораблями,
пристанище,
пристанища,
ящик,
ковчегу,
судно,
сокровищницы,
корабль,
корабле,
кораблем,
сокровищницах,
ящике,
сокровищницами,
сокровищниц,
ящика,
судам,
судов,
корабля,
кораблю,
суднах,
пристанищем,
судах,
ящиках,
кораблей,
сокровищнице,
сокровищница.
Слово Ковчег найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
КОВЧЕГ м. (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего. Ноев ковчег подал повод к названью ковчегом ветхого или странного вида судна, корабля, и даже старинной колымаги. | Киоть для икон. | Ковчежец, ковець, ларец, особенно серебряный, для сохраненья драгоценностей церкви, грамат царских или привешенной к грамате печати. Печать диплома врача, в серебряном ковчежце. Ковчежный, к ковчегу относящ.. Ковчеговатый, на ковчег похожий.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
(Греч. ящик)
а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху — отверстие (Быт 6:14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);
б) (Быт 50:26) — гроб или саркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;
в) ковчег свидетельства (Исх 16:34), откровения или завета — ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх 25:10-22). Его размеры были: длина 1:25м, ширина и высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр 9:4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16:33; Чис 17:10 они были помещены перед ним (ср. 3Цар 8:9; 2Пар 5:10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис 10:35-36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав 18:1). Затем он оказался в Массифе (Суд 20:27), затем снова в Силоме (1Цар 3:3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Цар 4:4), которые и захватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Цар 6:1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Цар 6:18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава лет двадцать (1Цар 7:1-2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар 13:3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Цар 6:10-11), а затем в Иерусалим (ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар 5:2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Цар 11:11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место — в давире под крылья херувимов (3Цар 8:6; 2Пар 5:7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33:7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар 35:3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возможно, он сгорел вместе с храмом (2Пар 36:19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер 3:14-16), он явится в храме Божием на небе (Откр 11:19). (см. скиния, херувим, храм)
а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху — отверстие (Быт 6:14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);
б) (Быт 50:26) — гроб или саркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;
в) ковчег свидетельства (Исх 16:34), откровения или завета — ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх 25:10-22). Его размеры были: длина 1:25м, ширина и высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр 9:4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16:33; Чис 17:10 они были помещены перед ним (ср. 3Цар 8:9; 2Пар 5:10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис 10:35-36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав 18:1). Затем он оказался в Массифе (Суд 20:27), затем снова в Силоме (1Цар 3:3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Цар 4:4), которые и захватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Цар 6:1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Цар 6:18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава лет двадцать (1Цар 7:1-2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар 13:3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Цар 6:10-11), а затем в Иерусалим (ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар 5:2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Цар 11:11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место — в давире под крылья херувимов (3Цар 8:6; 2Пар 5:7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33:7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар 35:3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возможно, он сгорел вместе с храмом (2Пар 36:19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер 3:14-16), он явится в храме Божием на небе (Откр 11:19). (см. скиния, херувим, храм)
Словарь Нюстрема :
(лат. арка, т.е. ящик).
1) Ноев ковчег (евр. тевах). Таким же словом по-еврейски называется та корзинка, в которой дочь фараона нашла маленького Моисея. Ноев ковчег не был построен в виде корабля, а скорее напоминал большой четырехугольный дом. Выстроен он был из дерева гофер, похожего на сосну; имел три этажа, дверь сбоку и окно на расстоянии одного локтя от кровли. Снаружи и внутри он был осмолен. Его величина была значительна: 300 локтей или 150 м в длину; 50 локтей или 25 метров в ширину и 30 локтей или 15 метров в вышину. Следовательно, он был в 4 раза длиннее и в 2 раза шире Соломонова храма. Высчитали, что его объем равнялся 3 600 000 куб. фут. и, следовательно, ковчег без затруднения мог вместить почти 7000 видов животных с запасом пищи на год. Такой плавучий ковчег, по размерам библейского описания, построил в 1609 г. в Голландии один богатый менонит Петр Янсен. Эта модель ковчега доказала, что Ноев ковчег во всех отношениях соответствовал своему назначению.
2) Ковчег откровения (завета), (евр. арон, т.е. ящик). Это же слово встречается в Быт 50:26 и 4Цар 12:10. Описание ковчега мы имеем в Исх 25:10-22. Это был ящик из дерева ситтим, имевший 2,5 локтя или 1,25 м в длину и по 1,5 локтя или 0,75 м в ширину и глубину. Внутри и снаружи ковчег был обложен золотом. Крышка была из чистого золота и украшена по краям золотым венцом. Ковчег носили потомки Каафа (Чис 7:9, Чис 10:21) на шестах из дерева ситтим, обложенных золотом и продевавшихся в кольца, прикрепленные к углам ковчега. Когда нужно было переносить ковчег, его закутывали святою завесою, покрывали кожами синего цвета и поверх этого накидывали покрывало из голубой шерсти (Исх 4:5, Исх 4:20). Срав. евр. тахаш (сафьян). В этом ковчеге хранились откровения (Исх 25:16), т.е. скрижали закона или завета, почему он называется также ковчегом завета (Чис 10:33). По Евр 9:4 в нем хранился расцветший жезл Ааронов и сосуд с манною, но нигде в других местах Библии мы не встречаем подтверждения этому (Исх 16:33, Чис 17:10). Во времена Соломона в ковчеге не находилось ничего, кроме двух скрижалей с заповедями (3Цар 8:9); вероятно, остальное было потеряно, когда филистимляне захватили ковчег (1Цар 4:11).
Ковчег помещался в Святом Святых храма. Крышку украшали 2 сделанных из золота херувима славы. Собственно, здесь и было место Божьих откровений; здесь Бог являл Себя Моисею и говорил с ним (Чис 7:89, Пс 70:2).
Бог являлся Своему народу преимущественно у ковчега; и поэтому ковчег вел Израиля победоносно вперед; ковчег проложил им дорогу через Иордан (Нав 3:1) и разрушил стены Иерихона (Нав 6:1). Когда ковчег поднимался в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» А когда останавливался ковчег, он говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Чис 10:35, Чис 10:36). После покорения Обетованной земли евреи поставили ковчег в Силоме (Нав 18:1); но оттуда они иногда носили его с собою. В Суд 20:27 мы видим, что он находится в Вифиле. Во времена Илия он был захвачен филистимлянами и поставлен в храме их бога Дагона (1Цар 4:11, 1Цар 5:1, 1Цар 5:2); но, 7 месяцев спустя, они вынуждены были наказаниями от Господа отослать ковчег обратно к Израилю. Некоторое время ковчег простоял на большом камне в Вефсамисе, после чего он был перенесен в дом Амминадава в Кириафиарим (1Цар 6:15, 1Цар 6:18, 1Цар 7:1); оттуда он был взят и перенесен Давидом в Иерусалим в дом Аведдара Гефянина и спустя 3 месяца поставлен во вновь построенной Давидом скинии (2Цар 6:1-17). После этого случалось, что Израильтяне брали его на войну (2Цар 11:11). Наконец, ковчег перенесли в храм, выстроенный Соломоном, и поставили в Святое Святых под крылья двух больших херувимов (3Цар 8:6). Когда Манассия поставил идолов в храме, то, вероятно, он отставил ковчег в сторону (2Пар 33:7). Иосия велел поставить его на прежнее место (2Пар 35:3). Дальше Библия нам ничего не говорит о ковчеге. Во 2Пар 36:18, 2Пар 36:19 рассказывается, что Навуходоноссор часть сосудов и драгоценностей храма увез в Вавилон, а остальные сжег. В описи золотых и серебряных сосудов храма, которые царь Кир вернул евреям по окончании плена (Езд 1:7), ничего не сказано о ковчеге. Во 2Мак 2.45 передается рассказ, что Иеремия спрятал ковчег и жертвенник курения на горе Нево, но что сопровождавшие его забыли дорогу к тому месту, и Иеремия предсказал, что это место останется неизвестным до тех пор, пока Господь снова не соберет Свой народ. Однако, прочитав этот рассказ, нужно обратить внимание на слова, переданные через пророка Господом (Иер 3:16), что, когда Господь соберет Свой народ, то «не будут говорить более
1) Ноев ковчег (евр. тевах). Таким же словом по-еврейски называется та корзинка, в которой дочь фараона нашла маленького Моисея. Ноев ковчег не был построен в виде корабля, а скорее напоминал большой четырехугольный дом. Выстроен он был из дерева гофер, похожего на сосну; имел три этажа, дверь сбоку и окно на расстоянии одного локтя от кровли. Снаружи и внутри он был осмолен. Его величина была значительна: 300 локтей или 150 м в длину; 50 локтей или 25 метров в ширину и 30 локтей или 15 метров в вышину. Следовательно, он был в 4 раза длиннее и в 2 раза шире Соломонова храма. Высчитали, что его объем равнялся 3 600 000 куб. фут. и, следовательно, ковчег без затруднения мог вместить почти 7000 видов животных с запасом пищи на год. Такой плавучий ковчег, по размерам библейского описания, построил в 1609 г. в Голландии один богатый менонит Петр Янсен. Эта модель ковчега доказала, что Ноев ковчег во всех отношениях соответствовал своему назначению.
2) Ковчег откровения (завета), (евр. арон, т.е. ящик). Это же слово встречается в Быт 50:26 и 4Цар 12:10. Описание ковчега мы имеем в Исх 25:10-22. Это был ящик из дерева ситтим, имевший 2,5 локтя или 1,25 м в длину и по 1,5 локтя или 0,75 м в ширину и глубину. Внутри и снаружи ковчег был обложен золотом. Крышка была из чистого золота и украшена по краям золотым венцом. Ковчег носили потомки Каафа (Чис 7:9, Чис 10:21) на шестах из дерева ситтим, обложенных золотом и продевавшихся в кольца, прикрепленные к углам ковчега. Когда нужно было переносить ковчег, его закутывали святою завесою, покрывали кожами синего цвета и поверх этого накидывали покрывало из голубой шерсти (Исх 4:5, Исх 4:20). Срав. евр. тахаш (сафьян). В этом ковчеге хранились откровения (Исх 25:16), т.е. скрижали закона или завета, почему он называется также ковчегом завета (Чис 10:33). По Евр 9:4 в нем хранился расцветший жезл Ааронов и сосуд с манною, но нигде в других местах Библии мы не встречаем подтверждения этому (Исх 16:33, Чис 17:10). Во времена Соломона в ковчеге не находилось ничего, кроме двух скрижалей с заповедями (3Цар 8:9); вероятно, остальное было потеряно, когда филистимляне захватили ковчег (1Цар 4:11).
Ковчег помещался в Святом Святых храма. Крышку украшали 2 сделанных из золота херувима славы. Собственно, здесь и было место Божьих откровений; здесь Бог являл Себя Моисею и говорил с ним (Чис 7:89, Пс 70:2).
Бог являлся Своему народу преимущественно у ковчега; и поэтому ковчег вел Израиля победоносно вперед; ковчег проложил им дорогу через Иордан (Нав 3:1) и разрушил стены Иерихона (Нав 6:1). Когда ковчег поднимался в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» А когда останавливался ковчег, он говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Чис 10:35, Чис 10:36). После покорения Обетованной земли евреи поставили ковчег в Силоме (Нав 18:1); но оттуда они иногда носили его с собою. В Суд 20:27 мы видим, что он находится в Вифиле. Во времена Илия он был захвачен филистимлянами и поставлен в храме их бога Дагона (1Цар 4:11, 1Цар 5:1, 1Цар 5:2); но, 7 месяцев спустя, они вынуждены были наказаниями от Господа отослать ковчег обратно к Израилю. Некоторое время ковчег простоял на большом камне в Вефсамисе, после чего он был перенесен в дом Амминадава в Кириафиарим (1Цар 6:15, 1Цар 6:18, 1Цар 7:1); оттуда он был взят и перенесен Давидом в Иерусалим в дом Аведдара Гефянина и спустя 3 месяца поставлен во вновь построенной Давидом скинии (2Цар 6:1-17). После этого случалось, что Израильтяне брали его на войну (2Цар 11:11). Наконец, ковчег перенесли в храм, выстроенный Соломоном, и поставили в Святое Святых под крылья двух больших херувимов (3Цар 8:6). Когда Манассия поставил идолов в храме, то, вероятно, он отставил ковчег в сторону (2Пар 33:7). Иосия велел поставить его на прежнее место (2Пар 35:3). Дальше Библия нам ничего не говорит о ковчеге. Во 2Пар 36:18, 2Пар 36:19 рассказывается, что Навуходоноссор часть сосудов и драгоценностей храма увез в Вавилон, а остальные сжег. В описи золотых и серебряных сосудов храма, которые царь Кир вернул евреям по окончании плена (Езд 1:7), ничего не сказано о ковчеге. Во 2Мак 2.45 передается рассказ, что Иеремия спрятал ковчег и жертвенник курения на горе Нево, но что сопровождавшие его забыли дорогу к тому месту, и Иеремия предсказал, что это место останется неизвестным до тех пор, пока Господь снова не соберет Свой народ. Однако, прочитав этот рассказ, нужно обратить внимание на слова, переданные через пророка Господом (Иер 3:16), что, когда Господь соберет Свой народ, то «не будут говорить более
