(Мн. число от евр. керуб, точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3:24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25:22; Чис 7:89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1:10; Иез 10:14 и Иез 41:19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы — у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. божества. В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (см. власть, животные, ковчег, в)
Слово Херувим найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. -мчик, ласка, ласкательный привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или - песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства.
Словарь Вихлицкого :
Словарь Никифорова :
Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: «И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт 3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 3Цар 8:6-7, 2Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (Пс 17:11 Пс 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 2Цар 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, Пс 17:11, Откр 4:6-9, Откр 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Откр 5:11-14, Откр 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Откр 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.