Загрузка

евфрат

В Библии слово "евфрат" упоминается в 6 стихах.
Другие формы слова : евфрат, евфрата, евфрате, евфрату.

Быт 2 : 14
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
4Цар 23 : 29
Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его.
Иудифь 2 : 24
Потом, переправившись чрез Евфрат, он прошел Месопотамию и разрушил все высокие города при потоке Авроне до входа в море.
Сир 24 : 28
он наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы;
1Макк 3 : 37
Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.
Откр 16 : 12
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
Слово Евфрат найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Евфрат (– а) פְּרָת; Ἐφράτησ; Euphrates; Еѵфратъ; L; Phrath, Wasser Phrath: Быт.2:14, 15:18. Втор.1:7. 11:24. Нав.1:4. 2Цар.8:3. 4Цар.23:29, 24:7. 1Пар.5:9, 18:13. 2Пар.35:20. Иер.13:4–7, 46:2, 6, 51:13. – б) הַנָּהָר; ὁ ποταμός, ὁ μέγας ποταμός; Fluvius, Flumen; река великая Еѵфратъ, рѣка; Wasser: Исх.23:31. Числ.22:5. 3Цар.4:21. 2Пар.9:26. Иер.2:18. Мих.7:12. – в) Ἐυφράτης; Euphrates; Еѵфратъ; Euphrat: Сир.24:28, 2. Ездр.1:25. Иудифь.1:6. 1Макк.3:37. Откр.9:14, 16:12). – Река Евфрат, в еврейском и арамейском– Фрат (פְרָת), от פָּרָה – прорывать, расторгать, произращать, выступать, произрастать, плодиться, размножаться, плодоносным быть, значит прорывающая, расторгающая, быстрая, обильная река. Греческое слово Ἐυφράτης – образовалось или из того же Фрат, с прибавлением в начале придаточной א אֶפְּרָת): Иез.13:4, 6, 7), которая в устах греков перешла в Ἐυ, или – из Персидского ifrat, ufrat, что означает большую реку, с изменениемь i или u на отечественный звук Ἐυ (Fürst. 2. р. 245). Река эта нередко в Св. Писании встречается под общим именем с надписью Нагар (נַהַר = река), с членом ה, указывающим на известную, определенную реку (см. тексты под буквой б), а иногда и без члена, наприм. Ис.7:20. Мих.7:12. – Она вытекает из гор Армении двумя источниками: северный вытекает на северо-востоке от Ерзерума, а южный – на севере озера Ван к Арарату. Протекая в направлении к западу, оба они соединяются между собой у местечка Кабан-Маден в одну реку, которая, по вступлении своем в горныя цепи Тавра и Амана, принимает направление на юг, отделяя Армению от Кападокии, и потом, поворачивая к юго-востоку, протекает по юго-восточной плоской равнине Месопотамской, отделяя Месопотамию от Сирии и Сирийско-Аравийской пустыни; при Багдаде, около развалин древнего Ктезифона и Селевкии, приближается к Тигру на расстоянии трех миль; потом протекает Вавилонскую область, и при Корне, в 22-х милях от Персидского залива, соединяется, наконец, с Тигром, и, называясь отселе Шат-ель-Араба, изливается шестью или семью рукавами в Персидский залив.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Евфрат: 1) Е. [аккад. Пуратту; евр. Перат; древнеперситское Уфрата; греческое Евфратес] — самая большая река в Передней Азии, протяженность которой прим. 2850 км. Е. берет начало в горах Армянского нагорья, пересекает горную гряду Тавра, течет в направлении с сев.-запада на юго-восток по Месопотамской низменности и, слившись с рекой Тигр, протекающей по тер. бывшей Ассирии, впадает в Персидский залив. В Библии Е. упомянут как одна из четырех рек рая (Быт 2:14). Иногда Библия называет его «великой рекой» (Быт 15:18; Втор 1:7). Несколько раз указывается на то, что Е. должен стать границей Израиля (Втор 1:7; Нав 1:4; Мих 7:12; Зах 9 — под словом «река» подразумевается Е.). В Персидской империи «городами за рекою» или «заречными областями» (Езд 4 и след.; Езд 5:6; Езд 4:17,20; Езд 6:6,13; Неем 2:7,9) назывались провинции зап. Е. На берегах Е. располагались крупные города: Ур, Урук (библ. Эрех), Ниппур, Вавилон, Сиппар, Мари, Дура-Европос, Тапсак, Никефорий, Каркемиш. Ширина и глубина Е. в разных местах различны. В древности воды Е. отводились по каналам на поля. Таковы, вероятно, «реки Вавилона», о которых говорится в Пс 136:1. Одним из таких каналов был Ховар (Иез 1:1);

2) в Иер 13:4–7 под Е., вероятно, подразумевается поток Вади-Фара [ивр. Нахал-Прат], протекающий сев.-вост. Иерусалима.

Словарь Геце :

Рукав реки Едемской. Быт 2:14.

Назывался рекою. Исх 23:31. Неем 2:7. Пс 71:8. Иер 2:18.

Назывался великою рекой. Быт 15:18. Втор 1:7.

Часто наводнял берега. Ис 8:7, 8.

Граница Ассирии. 4Цар 23:29. Ис 7:20.

Вавилон расположен на берегу Евфрата Иер 51:13, 36.

Крайняя восточная граница обетованной земли. Быт 15:18; Втор 1:7, Втор 11:24.

Войска Египетские уничтожены при Евфрате Иер 46:2, Иер 46:6, Иер 46:10.

Пленные евреи посещали Евфрат Пс 136:1.

Плен Иуды изображен порчею пояса в Евфрате Иер 13:3−9.

Пророчества касательно Вавилона как знамение погружены в Евфрат Иер 51:63.

Место будущих судов. Откр 16:12.

Словарь Вихлицкого :
Одна из рек рая (Быт 2:14), восточная граница земли, обещанной Богом Аврааму (Быт 15:18), одна из великих рек центральной Азии. Между Евфратом и Нилом разворачивались все события ветхозаветного времени. Эта река берет свое начало на горах Армении и впадает в Персидский залив. На ее берегах некогда были расположены цветущие царства — Месопотамия, Ассирия, Вавилон; теперь она течет в основном среди пустынь (в Иер 51:36, Иер 51:42 названа морем). (см. рай)
Словарь Никифорова :
(На Еврейском и Арамейском языке: Фрат; большая, великая река; Быт 2:14) — известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на сев. стороне горы Тавра, принимает в себя много побочных рек в своем извилистом течении вдоль берегов Сирии, огибает Сирийско-Аравийскую пустыню и протекает через Вавилонскую область, впадая за тем шестью или семью рукавами в Персидский залив. Соединяясь с р. Тигром в 22 милях от Персидского залива, она называется Шат-Эль-араб. Все протяжение Евфрата равняется 1,780 милям, на 650 длиннее протяжения Тигра и на 200 миль короче протяжения реки Инда. Начиная от Самосатты р. Евфрат судоходна почти на две трети своего течения (на 1,200 миль) для лодок и даже для плоскодонных пароходов. Евфрат выступает из берегов весною каждый год, вследствие таяния снегов на Армейских горах, и поднимается иногда на 12 футов высоты. Он начинает подниматься в марте и разлив продолжается иногда до конца мая. Строились с громадными затратами плотины и каналы, вырывались большие озера с целью сохранить воды Евфрата для орошения почвы во время засухи. Евфрат называется в Библии рекою великою и составлял восточную границу земли Обетованной (Втор 1:7, Нав 1:4). В некоторых местах Свящ. Писания Евфрат называется просто рекою (Пс 71:8). Река Евфрат, подобно Нилу, имеет за собою весьма много замечательных воспоминаний, начиная с первоначального упоминания о ней Быт 2, как об одной из четырех рек Едема (ст. 14). Далее с Евфратом мы встречаемся при описании завета заключенного Богом с Авраамом (Быт 15:18). В этом случае вся страна от великой реки, реки Евфрата до реки Египетской (Нила) обещана избранному народу. У пророков, как река Ассириян и Вавилонян, Евфрат представляется с одной стороны символом полноты сокрушающей силу и могущество царя Ассирийского (Ис 8:7), а с другой орудием в деснице Божией, для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима (Иер 13:4-9). Воды Евфрата, конечно, разумеются у Псалмопевца, когда он изображает Иудейских пленников сидящими и плачущими у рек Вавилона (Пс 136:1-2) и с полнотою Евфрата у Иисуса сына Сирахова (Сир 24:28) сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания. Он (т.е. Господь), говорит Премудрый, наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы. И броды (переправы на реке) захвачены, пророчествует пр. Иеремия о падении Вавилона, и ограды сожжены огнем и воины поражены страхом (Иер 51:32) Означенное Иоанна Евфрат представляется местом, откуда по повелению Божию имеют быть освобождены связанные ангелы губители, приготовленные для поражения людей разными язвами Вавилона. В Откровении, без сомнения, очень близко, указывает на путь, каким вошли Персы в Вавилон и взяли город и совершенно сходно со свидетельством Геродота о гибели Вавилона. Евфрат и доселе несет в море то же количество воды как и во времена пророков; но значительная масса оной теряется вследствие небрежности и лености человека. Многочисленные водопроводы, орошавшие поля, пересохли; главное русло обмелело, и вода, застаиваясь, образует вонючие, убийственные для здоровья болота.
Словарь Нюстрема :
(Откр 9:14) В еврейском тексте Ветхого Завета река Евфрат названа Фрат (Прат) (Иер 13:4); по Быт 2:14, это одна из четырех рек рая. Река начинается с покрытых снегами гор Армении, образуясь из двух рек Карасу и Мурад-Су; течение ее вдоль восточного края Сирийской пустыни очень быстро. Почти паралельно с Евфратом течет Тигр, также берущий начало в Армении. Между ними была расположена Месопотамия. Около Багдада, Селевкии и развалин древнего Вавилона эти реки очень близко сходятся между собой. Раньше в этом месте они соединялись множеством каналов, из которых некоторые сохранились до сих пор. Далее реки опять расходятся, но в нижнем течении близ Корны соединяются в одну могучую реку, называемую Шат-эль-араб (т.е. река арабов), которая в своем продолжении образует дельту (остров треугольной формы, образуемый рукавами реки при впадении ее в море), покрытую роскошными пальмами и прорезанную множеством каналов, и затем впадает в Персидский залив несколькими рукавами. Когда на армянских горах весною тает снег, то воды Евфрата поднимаются и в июне достигают наибольшего уровня, разливаясь по низменностям, подобно Нилу. Разлившийся в полноводье Евфрат — символ Ассирийской гордости (Ис 8:7). Дельта, образуемая нижним течением реки, во время наводнения покрывается множеством озер и болот, не высыхающих в течение половины года. В древние времена люди пользовались разлитием реки и отводили воды посредством каналов для орошения земли. Река Евфрат тянется на протяжении почти 3000 км; в большей части пригоден для судоходства даже для больших пароходов; прежде большие суда могли доходить до Вавилона (см. Ис 43:14). Эта река, которая раньше протекала по странам с самой высокой культурой, теперь несет свои воды, большей частью, среди пустынь.

Евфрат, часто названый в Библии «река» или «большая река» (Исх 23:31, Ис 7:20, Иер 2:18), упоминается как крайняя граница земли, обещанной Богом евреям (Исх 23:31, Втор 1:7). Это обетование исполнилось во времена Давида и Соломона.