Метрика
Болезни. Симфония для Библии.
Загрузка

болезни

В Библии слово "болезни" упоминается в 39 стихах.

Быт 3 : 16
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Быт 34 : 25
На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;
Исх 23 : 25
служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни.
Лев 14 : 3
священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,
Лев 20 : 18
Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.
Втор 29 : 22
И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь:
4Цар 1 : 2
Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни? [И пошли они спрашивать.]
4Цар 8 : 8
И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни?
4Цар 8 : 9
И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: "выздоровею ли я от сей болезни?"
2Пар 16 : 12
И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей.
2Пар 21 : 15
тебя же самого -- болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день.
2Пар 21 : 19
Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его.
2Пар 24 : 25
и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах.
Иов 6 : 10
Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго.
Иов 20 : 23
Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его.
Иов 42 : 1.1
Этот стих по переводу 70-ти: По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу и умри.
Пс 34 : 13
Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
Пс 40 : 4
Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
Пс 114 : 3
Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
Сир 18 : 19
Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай, и прежде болезни заботься о себе.
Слово Болезни найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

Как наказание. Втор 28:21. Ин 5:14.

Из других стран. Втор 7:15.

От сатаны. 1Цар 16:14−16. Иов 2:7.

Как испытание. Иов 2:7−10. Пс 37:2, 7.

Нетрезвость — причина болезни Ос 7:5.

Грехи юности — причина болезни Иов 20:11.

Изумление — причина болезни Дан 8:27.

Многия и различные. Мф 4:24.

Упомянутые в Священном Писании:

Горячка. Лев 26:16. Мф 8:14.

Нарывы. 4Цар 20:7.

Морщины. Иов 16:8, Иов 19:20.

Слепота. Иов 29:15. Мф 9:27.

Воспаление. Исх 9:10. Втор 28:22.

Чахлость. Лев 26:16. Втор 28:22.

Беснование. Мф 15:22. Мк 5:15.

Глухота. Пс 37:14. Мк 7:32.

Изнурение. Пс 101:24. Иез 7:17.

Водяная болезнь. Лк 14:2.

Немота. Мф 9:32.

Дизентерия. 2Пар 21:12−19. Деян 28:8.

Почечуй. Втор 28:27.

Лихорадка. Втор 28:22.

Косноязычность. Мк 7:32.

Чесотка. Втор 28:27.

Кровотечение. Мф 9:20.

Хромота. 2Цар 2:2; 2Пар 16:12.

Проказа. Лев 13:1; 4Цар 5:1.

Отсутствие аппетита. Иов 83:20; Пс 106:18.

Лунатизм. Мф 4:24, Мф 17:5.

Меланхолия. 1Цар 16:14.

Разслабление. Мф 8:6, Мф 9:2.

Язвы. Чис 11:33; 2Цар 24:15, 2Цар 21:25.

Короста. Втор 28:27.

Солнечный удар. 4Цар 4:18−20; Ис 49:10.

Наросты. Ис 1:6; Лк 16:20.

Черви. Деян 12:23.

Особенно дети страдают ... 2Цар 12:15; 3Цар 17:17.

Отвратильны. Пс 37:6.

Мучительны. 2Пар 21:15; Иов 33:19.

Продолжительны. Втор 28:59; Лк 13:16; Ин 5:5.

Сложны. Втор 28:60, Втор 28:61; Деян 28:8.

Неизлечимы. 2Пар 21:18; Иер 14:19.

Врачи стараются вылечить от болезни Иер 8:22. Мф 9:12. Лк 4:23.

Для излечения употребляется лекарство. Ис 1:6; Иер 8:22; Иак 5:14.

Лечение часто неудовлетворительно. Иов 13:4; Мк 5:26.

Часто просят Бога об излечении. 2Цар 12:16; 4Цар 20:1−3; Пс 6:3; Иак 5:14.

Не уповающий в болезни на Бога проклят. 2Пар 16:12.

Больных мазали елеем. Мк 6:13; Иак 5:14.

Часто больные лежали на улицах, чтобы получить от проходящих хороший совет. Мк 6:56; Деян 5:15.

Часто Бог вылечивает от болезни непосредственно. Пс 40:4; 4Цар 20:5; Иак 5:15.

Образ греха. Ис 1:5.

Бог.

Посылает болезни Втор 32:39; 1Цар 5:6; 2Цар 12:15; Иов 5:18; Плач 3:38; Деян 12:23.

Попускает диаволу удручать нас болезнями 1Цар 16:14−16. Иов 2:6, Иов 2:7. Лк 9:39, Лк 13:16.

Посылает болезни как наказание за грех. Чис 11:33. Лев 26:16. Втор 28:15, Втор 28:22, Втор 28:59, Втор 29:22, Втор 29:25; 2Цар 7:14; 2Пар 21:12−15; Иов 20:11, Иов 33:19−22; Пс 105:14, 15; 1Кор 11:30.

Наказывает нечестивых болезнями Втор 28:59, Втор 28:61; 2Пар 21:18; Иер 16:4; Зах 14:12.

Излечивает болезни Исх 23:25; Втор 32:39; 4Цар 20:5−7; Иов 5:18; Пс 102:3, Пс 106:20; Ис 38:5, 9.

Обещает излечивать болезни Исх 23:25; 4Цар 20:5.

Попускает верующим быть удрученными болезнями Иов 2:5, Иов 2:6.

Утешает верующих в болезни Пс 40:3.

Внимает верующим в болезни 4Цар 20:5. Пс 29:2, Пс 106:18−20; Ис 38:5.

Предохраняет верующих от болезни Исх 15:26. Втор 7:15. Пс 90:6, Пс 90:7, Пс 90:10.

Показывает Свое могущество и Свою щедрость в излечивании болезни Лк 5:17. Флп 2:27.

Христос исцелил от болезни Мф 4:23, Мф 8:3, Мф 8:16, Мф 9:35, Мф 14:14. Мк 1:34. Лк 4:40, Лк 9:11.

Христос исцеляет от болезней

Единственно Своим только присутствием. Мк 1:31. Лк 4:39.

Лиц даже и отсутствующих. Мф 8:13, Мф 15:28. Мк 7:29, Мк 7:30. Лк 7:10. Ин 4:50, 53.

Чрез возложение рук. Мк 6:5, Мк 8:23; Лк 13:13.

Касаясь больного. Мф 8:3, Мф 8:15, Мф 9:29, Мф 9:30, Мф 20:34. Мк 1:31, 41. Лк 22:51.

Через прикосновение к Его одежде. Мф 9:20−22, Мф 14:36; Мк 5:27−29, Мк 6:56. Лк 8:44.

Словом. Мф 8:8, Мф 8:13, Мф 8:16, Мф 9:6, Мф 12:13. Мк 3:5. Лк 5:24, Лк 7:7, Лк 7:10.

Для больных, исцеленных Христом, необходима была вера. Мф 8:13, Мф 9:28−9; Мк 5:34, Мк 9:23 Мк 24:1, Мк 10:52. Лк 5:20, Лк 8:50. Деян 14:9.

Апостолы получили власть исцелять болезни Мф 10:1. Мк 6:13, Мк 16:18; Лк 9:1, Лк 10:9; Деян 5:15, Деян 19:12; 1Кор 12:9, 28.

Верующие

Бывают преданы болезням Иов 2:10.

Молятся об исцелении болезней 3Цар 8:37−39; 4Цар 20:2, 4Цар 20:3; 2Пар 6:28−30; Пс 6:2; Ис 38:2, Ис 38:3; Иер 17:14.

Приписывают Богу исцеление от болезней Ис 38:16.

Благодарят Бога за исцеление от болезней Пс 102:1, Пс 102:3. Ис 38:20. Лк 17:15. Деян 3:8.

Навещают удрученных болезнями Мф 25:36. Деян 28:8.

Принимают участие в удрученных болезнями Пс 34:13.

Молятся о страждущих в болезнях Деян 28:8. Иак 5:14, Иак 5:15.

Обещание исцеления от болезни по молитве, соединенной с верою. Иак 5:15.

Болезнь бывает часто следствием распутства и неумеренности. Иов 20:11. Пс 5:11. Ос 7:5.

Болезнь бывает часто неизлечима человеческими средствами. Втор 28:27; 2Пар 21:18; Мк 5:26; Лк 8:43.

Нечестивые

Не ищут Бога в болезни 4Цар 1:2; 2Пар 16:12.

Не посещают удрученных болезнями Мф 25:43.

Болезнь есть признак греха. Ис 1:6. Иер 8:22, Иер 30:12. Плач 2:13. Иез 34:4. Мф 9:12.

Примеры: Авимелех. Быт 20:17.

Израильтяне. Чис 11:33. Пс 105:14, Пс 105:15. Иер 16:4.

Филистимляне. 1Цар 5:9−12.

Раб Египтянин. 1Цар 30:13.

Дитя Давида. 2Цар 12:15.

Охозия. 4Цар 1:2−4.

Нееман. 4Цар 5:1, 14.

Гиезий. 4Цар 5:27.

Сын Адеров (Бенадад) 4Цар 8:7−10.

Озия. 4Цар 15:5; 2Пар 26:21.

Езекия. 4Цар 20:1−7. Ис 38:5.

Аса. 2Пар 16:12 и 3Цар 15:23.

Иорам. 2Пар 21:15, 2Пар 21:18, 2Пар 21:19.

Иов. Иов 2:7.

Давид. Пс 37:7.

Даниил. Дан 8:27.

Теща Симона. Мф 8:14. Мк 1:30. Лк 4:38.

Лазарь. Ин 11:1.

Еней. Деян 9:33.

Отец Публия. Деян 28:8.

Епафродит. Флп 2:25, 27.

Трофим. 2Тим 4:20.

Словарь Нюстрема :
Являются последствием разрушающей власти греха и Божьей кары (Пс 38:12, Пс 89:7 и дал.). В законе болезни представлены как наказания непослушным (Лев 26:16, Втор 28:21 и дал.); часто мы читаем, что Господь подвергал наказанию разного рода болезнями отдельных лиц и целые страны (1Цар 25:3, 1Цар 25:8, 2Цар 24:15, 4Цар 5:27, 4Цар 15:5, 4Цар 19:35, 2Пар 21:7-8). Вообще состояние здоровья у израильтян, при умеренном климате страны и простом образе жизни, было довольно хорошее. По словам Тацита, жители Палестины были здоровы и сильны (История, 6). Самыми обыкновенными болезнями в древнее время, по-видимому, были те же, которые и теперь наблюдаются в Палестине: изнурительная лихорадка осенью и весною, расстройство желудка, воспаление мозга (4Цар 4:19, Иона 4:8), паралич и особенно болезни глаз: воспаление и слепота от ярких солнечных лучей, нечистоты и мелкой пыли.

В Лев 20:16 и Втор 28:21 и дал. упоминаются разного рода болезни, как то: горячка, лихорадка, воспаление, чахлость, паралич, сухотка и т.п. В Евангелиях часто упоминается расслабление, ломота в суставах и хромота (Мф 4:24, Ин 5:3), и также падучая болезнь (см. лунатики).

Из хронических болезней упоминаются внутренняя неизлечимая болезнь (вероятно хроническое расстройство желудка) у царя Иорама (2Пар 21:18), водная болезнь (Лк 14:2), истечение из тела (Лев 15:3, Лев 15:25), а также много накожных болезней, например, сыпь, короста, струп и т.п. (Втор 28:27). В Лев 13:39, говорится о безвредной сыпи на коже, бледнобелом лишае (бохан), от которого нужно отличать злокачественный лишай, называемый бахерет (Лев 13:2).

Самой злокачественной болезнью была, конечно, проказа, евр. цораат. т.е. удар. Больного нужно было отделить на семь дней и затем его осмотреть; для выздоровевшего, по признакам, указанным в Лев 13:1, были предписаны особенные жертвы и обряды. Смотри «Очищение». Мариамь была наказана Богом проказою (Чис 12:10) и Моисей молился за нее, чтобы она не была, как «мертворожденный младенец»; также Гиезий (4Цар 5:27) и царь Озия (2Пар 26:19).

Различают два вида проказы: туберкулезная форма или называемая черной проказой, и анестетическая форма или белая проказа. Первая, на которую, как предполагают, указывает выражение «проказа Египетская» (Втор 28:27) и которой был болен Иoв (Иов 2:7, Иов 2:8, Иов 2:12, Иов 7:3, Иов 19:21), начиналась красными пятнами на лице и членах, после чего кожа скоро покрывалась бугорками, величиною от булавочной головки до грецкого ореха, переходившими затем в нарывы, выделявшими омерзительный по запаху гной. Эти нарывы разъедали мясо до костей, одновременно появлялись жар и расстройство желудка, потом наступало общее утомление, кончавшееся смертью.

С этой болезнью Elerphantiasis graecorum не надо смешивать слоновой болезни — Elerphantiasis или Pachidermia, выражающуюся опухолью ног, которые делаются по виду похожими на ноги слона.

Анестетическая, или белая проказа, проявляется более светлыми или красноватыми пятнами, большей частью на туловище, также в виде больших волдырей с ядовитым гноем, лопающихся затем и оставляющих после себя злокачественные опухоли. Ядовитая жидкость, собирающаяся под кожей, разъедает тело, особенно пальцы на руках и ногах, так что последние отваливаются по частям. Лицо также обезображивается разрушающим действием ядовитой жидкости. Расстройство желудка, судорожные припадки, удушье и после долголетних страданий — смерть. В редких случаях бывает, что болезнь проходит сама собою. На местах затвердевших опухолей развиваются доброкачественные нарывы, которые уничтожают первые, и больной выздоравливает. Предполагают, что об этой форме проказы говорится в Лев 13:1 и что вышеупомянутые случаи выздоровления имеются в виду в Лев 13:12 и дал., где говорится, что прокаженный, все тело которого покрыто белой сыпью, должен быть объявлен чистым.

Для многих все-таки остается вопросом: может ли проказа, описываемая Моисеем, действительно быть той злокачественной болезнью, которая известна теперь под именем проказы и которая свирепствует и ныне в Сирии.
Описание проказы у Моисея не совсем сходится с признаками современной проказы. Главные и отличительные признаки еврейской проказы или не соответствуют признакам современной болезни или похожи и на другие накожные болезни. Главные же признаки теперешней проказы отсутствуют в Библейском описании.

Некоторые предполагают, что название цораат (евр.) в Лев 13:1 обозначает различные виды кожных болезней и что название проказа дано по переводу семидесяти толковников (см. «Библия»), которые перевели его словом лепра, чешуя, отчего и происходит название болезни лепрозис.

Перевод семидесяти толковников с филологической точки зрения считается неудачным и, по-видимому, дал повод к смешению еврейской и теперешней проказы.

О психических или душевных болезнях говорится в некоторых местах Библии. Сумасшествие упоминается в Втор 28:28, как Божие наказание. Злой дух от Бога так действовал на Саула, что ум его помрачился (1Цар 16:14, 1Цар 18:10, 1Цар 19:9 и дал.). У Навуходоносора также помрачился ум (Дан 4:13, Дан 5:21) и он был «как животное и поступал, как животное». см. «Навуходоносор».

От физических и душевных болезней ясно отличается бесноватость. В этом состоянии человек подпадает под непосредственное влияние злых духов. Священное Писание на примере Иуды Искариота, показывает нам, что сатана может войти в человека и побудить его к совершению сатанинского греха (Ин 13:27). Из примера Иова, видим, как сатана получил власть над телом человека (Иов 2:6 и дал.), в другом месте читаем про скорченную женщину, которую сатана держал связанною в течение 18 лет (Лк 13:11); ап. Павла удручал ангел сатаны 2Кор 12:7. Еще большую степень духов злобы мы видим в бесноватых, которые от них не только терпели физические, но и душевные страдания; глухоту, немоту и слепоту (Мк 9:17, Мф 9:32, Мф 12:22, Лк 11:14), эпилепсию и бешенство (Лк 9:39, Мк 9:18, Лк 8:27 и дал.), но бывали и всецело одержимые бесами (Лк 6:18, Деян 5:16), которых могла изгнать лишь спасительная сила Иисуса. Что духи говорили через таких больных, видно из того, что они устами больного свидетельствовали о личности и делах Иисуса, а это далеко превосходило познание людей того времени; что эти духи были злые и нечистые, видно из того, что они не желали иметь ничего общего с Иисусом и Его близость вызывала усиленный припадок бешенства у бесноватого.